Воспитание без насилия в семье

соц. центр Дзержинск

Воспитание без насилия

Домашнее насилие причиняет боль, которая гораздо сильнее, чем видимые отметины синяков и шрамов. Это опустошающее чувство – быть оскорбленной тем, кого ты любишь и веришь, что это взаимно.

Диана Фейнстайн

Принято считать, что самое безопасное для детей место – это дом, семья, где рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Но сожалению, так бывает не всегда.

Насилие над детьми – это любые действия (или бездействие) родителей либо других взрослых, в результате которых причиняется вред физическому и психическому здоровью ребенка, а также создаются условия, мешающие его нормальному развитию.

Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т.е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия. Как свидетельствуют данные ООН, одной из основных причин смертности и заболеваемости детей в младенческом, раннем и дошкольном возрасте становится небрежное отношение родителей: оставление ребенка без присмотра, отказ в удовлетворении его физических и психологических потребностей, несвоевременное обращение за медицинской помощью и пр.

Все виды насилия объединяются в пять больших группы: насилие физическое, сексуальное, экономическое, эмоциональное(психологическое)и неудовлетворение основных жизненных потребностей ребенка.

  • Физическое насилие представляет собой нанесение ребенку различными предметами физических травм и телесных повреждений. Вред от физических наказаний может быть весьма серьезным, особенно для младенцев, очень уязвимых как физически, так и психологически. Телесные наказания нарушают умственное и физическое развитие ребенка.
  • Эмоциональное насилие – вербальное (словесное) или невербальное оскорбление ребенка, угрозы, унижения со стороны родителей, обвинения в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви и неприязни, постоянная ложь или искажение действительности, в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому или к самому себе.

Формами эмоционального насилия являются:

  • Эмоциональное отвержение, которое проявляется в глобальном недовольстве ребенком, в постоянно присутствующем у родителей ощущении, что он «не тот», «не такой».
  • Непоследовательность, т.е. разная реакция на одно и то же поведение или один и тот же поступок ребенка, – еще один вид эмоционального насилия.
  • Требования, не соответствующие возрасту ребенка
  • Отсутствие эмоциональной близости и поддержки, враждебное или равнодушное отношение родителей приводят к задержке физического и умственного развития ребенка.
  • Пренебрежение основными жизненными потребностями

Если родители не хотят или не способны удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных возможностей, значит, ребенок подвергается виду насилия, который называется неудовлетворением основных жизненных потребностей: в питании, в медицинской помощи, в одежде, в безопасности, в жилье.

Возможные симптомы и особенности поведения у детей, находящихся в ситуации домашнего насилия:

  1. Бессонница, страх перед засыпанием, кошмары, сны об опасности;
  2. Физические симптомы (головные боли и боли в животе);
  3. Сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы;
  4. Драки, нанесение побоев другим детям или животным;
  5. Перепады настроения или вызывающее поведение;
  6. Замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности;
  7. Апатия, депрессия, упадок сил;
  8. Чувство одиночества и изоляции;
  9. Злоупотребление алкоголем и наркотиками (в настоящее время или в будущем);
  10. Попытки суицида или опасное поведение;
  11. Плохая успеваемость в школе;
  12. Сложность с концентрацией и вниманием;
  13. Страх разлуки с родителем, не применяющим насилия;
  14. Чувство, что все старания недостаточны;
  15. Принятие на себя обязанностей взрослого или родителя;
  16. Чрезмерное беспокойство;
  17. Энурез, отставание в развитии;
  18. Диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»);
  19. Индентификация себя с виновником насилия или повторение его поведения.

КАК ЖЕ ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА, НЕ ПРИБЕГАЯ К НАСИЛЬСТВЕННЫМ

МЕТОДАМ?

1. В первую очередь родителям нужно помнить, что:

  • Неуважение порождает неуважение.
  • Насилие порождает насилие, а доброжелательность – мир.
  • Эгоизм порождает эгоизм, а внимание к другому оборачивается ответным вниманием.
  • Если не прислушиваться к мнению детей, они не научатся воспринимать ваше мнение.

Воспитание без принуждения и насилия требует от родителей определенных умений и навыков. Перечислим основные из них:

  • Умение «расшифровать» поведение ребенка, чтобы понять его потребности.
  • Умение быть последовательными.
  • Способность разрешать ребенку проявлять свои чувства, помогая выразить их в приемлемой форме.
  • Умение предугадать истерику и правильно себя вести, если она началась у ребенка.
  • Понимание того, что ребенку надо доступно объяснять правила поведения.
  • Умение устанавливать правила для ребенка и контролировать свои действия.
  • Использование эффективных методов приучения ребенка к дисциплине:

Тайм-аут.

Этот метод заключается в следующем: когда ребенок нарушает какие-либо правила, родитель спокойно напоминает: «Нельзя драться» или «Не таскай кошку за хвост». Затем он говорит: «Придется устроить тайм-аут», и отводит ребенка на заранее известное место (кресло, стул, диван). Ребенок должен оставаться там совсем недолго: для двухлетнего малыша достаточно двух минут, для трехлетнего – трех. Родителю необходимо быть рядом с ребенком, не позволяя ему уйти с этого места. По завершении тайм-аута ребенок может вернуться к игре, но, если он нарушит правило вновь, тайм-аут необходимо повторить.

Похвала за хорошее поведение.

Сказка вместо наказания. Один из способов не наказать, а понять причины «неправильного» поведения своего ребенка – сказкотерапия. Придумайте сказку, главный герой которой похож на вашего ребенка. Доведите развитие сюжета до апогея, а потом, рассказывая о поступках героя, покажите, как найти выход, как общаться с окружающими, как попросить о помощи.

2. Извинение перед ребенком, если вы что-то сделали не так.

3. Воспитание должно быть последовательным.

 

4. Если ребенок не знает о правиле поведения в конкретной ситуации, достаточно сообщить ему об этом сразу же, когда он с ней столкнулся.

5. Наконец, не забывайте, что спокойный и убедительный тон всегда действеннее, чем крик и физическое наказание.

6. Не стесняйтесь выражать любовь к своему ребенку через прикосновения, ласковый взгляд, нежные слова, внимание, активные игры с детьми; разрешайте совершать ошибки и проявлять свои чувства.

Подготовила Врач общей практики, главный валеолог Дзержинского района Ильюхина Ольга Николаевна